Кэтрин Матильда Суинтон оф Киммергейм, более известная как Тильда Суинтон — британская киноактриса, чаще всего снимающаяся в авторских фильмах. Наиболее знаменитыми фильмами актрисы стали «Орландо», «Константин: Повелитель тьмы», «Загадочная история Бенджамина Баттона», «Майкл Клейтон», за которые актрисы получала множество наград, в том числе и статуэтку «Оскар».
Ранние годы
Дочь седьмого лорда Киммергеймского, шотландца Джона Суинтона и австралийки Джудит Киллен родилась 5 ноября 1960 года. Первые годы своей жизни Кэтрин Матильда Суинтон провела в Германии.
Тильда Суинтон в детстве
Непримиримость к душевной закостенелости, ритуалам и накатанным жизненным тропкам проявилась у Матильды в раннем детстве. Она смотрела на отца, который в точности повторял судьбу своих именитых предков – карьера на военной службе, страсть к охоте, брак по договоренности, досуг с газетой и трубкой у камина; смотрела на братьев, которые боялись хоть на дюйм отступиться от семейных традиций, и понимала, как все это далеко от нее.
Все, что меня интересовало в детстве, в моей семье вызывало проклятия. В отношении искусства мои родители – необыкновенные ханжи.
В 1971 году Матильда стала ученицей закрытой школы для юных представительниц аристократических семейств. Девочка блестяще училась, занималась спортом, пела в хоре, но никогда не переставала винить родителей за то, что они отдали ее в частное заведение. Строгий распорядок школы запрещал ученикам даже слушать музыку, что было настоящей пыткой для Матильды. Кстати, именно по этой причине актриса не любит «Гарри Поттера» – в романах Роулинг частная школа (пусть и волшебная) чересчур идеализирована.
Вскоре ученица элитной частной школы стала проявлять свободолюбивый характер, нарушала распорядок дня и выступала против строгих правил. Именно в этот период своей жизни Суинтон и сократила своё второе имя до резкого Тильда и даже внесла короткую волнистую черту, тильду, в свою подпись.
Тильда Суинтон в молодости
В этот период к Суинтон пришло четкое осознание – она не красавица. Она привыкла, что окружающие не воспринимают ее как девочку, и перестала считать себя таковой. «Выключила свою сексуальность», – так это описывала впоследствии актриса.
Окончив школу, Тильда стала студенткой колледжа в Эдинбурге. Будучи сторонницей левых идей, в 19 лет она вступила в коммунистическую партию Великобритании, 2 года работала в школах Южной Африки.
Тильда Суинтон обладательница не совсем обычной внешности
Впоследствии Тильда Суинтон не раз бросит вызов стереотипам, впрочем, всегда оставаясь истинной аристократкой и по происхождению и по духу.
Актерская карьера
Вернувшись в Англию из ЮАР, Суинтон поступила в колледж в Кембридже. За время обучения на факультете социологии она принимала участие в акциях против экономических реформ, проводимых Тэтчер. Разочаровавшись в недостаточно жёсткой, по её мнению, политике левых, она увлеклась театром, став актрисой любительской труппы в Стратфорде.
Закончив обучение в 1984 году, девушка вернулась в Шотландию и поступила в театр Эдинбурга.
1986 год подарил Тильде встречу и дружбу с режиссёром Дереком Джарменом. Очарованный драматическим талантом и внешностью актрисы, Джармен снял Суинтон во всех своих последних картинах. «Караваджо», «Эдвард II», «Витгенштейн», не рассчитанные на массового зрителя, эти фильмы стали культовыми среди авторского кино.
Тильда Суинтон в фильме «Караваджо»
Аллюзия «Сад» стала последней скандальной работой Джармена, погибавшего от СПИДа. Тильда предстала в роли Богородицы, которая страдает, наблюдая за муками Иисуса-гея. Антигомофобная картина подверглась критике со стороны общества, переживающего пик онтологического кризиса, однако образ Девы, которую она сыграла в драме, и талант уже почти мёртвого Джармена спас актрису от нападающих церковников.
Тильда Суинтон и Дерек Джармен
Набиравшая обороты популярность, к которой Тильда не стремилась, скрывая свою личную жизнь и редко соглашаясь даже на интервью, всё же догнала её. Высказывания актрисы «джарменовского» периода её творчества противоречивы.
В одном интервью она говорит, что не считает себя привлекательной и прячется за образами своих героинь, и в следующем же рассуждает о своей сексуальности и её воздействии как на мужчин, так и на женщин. Яркие образы, созданные ею на экране, инопланетная внешность, потрясающая откровенность, лишённая всякого жеманства и заигрывания со зрителем, – всё это только раздувало пламя её славы.
Главная роль в волшебной картине-притче «Орландо» принесла Суинтон многочисленные награды. Образ абсолютного совершенства, соединившего в себе и мужское, и женское начало, неподвластного ни времени, ни какому-либо закону, гениально воплощённый Суинтон на экране, закрепил за ней славу самой неординарной актрисы современности.
Тильда Суинтон в фильме «Орландо»
После гибели Джармена в 1994 году Суинтон начала работать над изданием дневников режиссёра, собирая информацию, оцифровывая блокноты и многочисленные записные книжки, составляя к ним комментарии. Эту кропотливую работу она будет продолжать долгих 12 лет и книгу — посвящение своему другу и великому режиссёру издаст только в 2013 году.
В 1995 году она перестала играть в театре, её полностью увлекло кино, ставшее той отдушиной, которая была ей необходима, чтобы пережить потерю дорогого друга.
Кино стало отдушиной для Тильды Суинтон (на фото: кадр из фильма «Пляж»)
В период с 1994 по 2004 года она приняла участие более, чем в 20 проектах, среди которых такие фильмы, как «Любовь это дьявол», «Пляж», где вместе с ней сыграл молодой Леонардо Ди Каприо, и картина «Молодой Адам» Дэвида МакКензи, за роль в которой актриса получила главную кинематографическую награду Британии – BAFTA. В детективной драме Суинтон исполнила роль неверной Эллы, а её партнерами по картине были Юэн МакГрегор и бесподобный Питер Муллан.
Отчасти из-за любви к независимому искусству, отчасти из-за того, что она не испытывала страсти к деньгам, актриса принимала только те предложения, которые были ей интересны, не обращая внимания ни на многомиллионные гонорары ни на громкие имена. Сотрудничество Суинтон и голливудских режиссёров также базировалось на её идеях «чистого некоммерческого искусства» и любви к экспериментам.
«Константин: Повелитель тьмы» с Киану Ривзом в главной роли, «Глубокие воды», «Дурная привычка» и «Майкл Клейтон» – всему миру стало ясно, что Тильда Суинтон это не только андрогинная внешность, она – особенное явление в кинематографе.
За роль Карин в психологической детективной картине Тони Гилроя «Майл Клейтон», в которой она работала вместе с Джорджем Клуни и Сидни Поллаком, актриса получила Оскара.
Работы режиссёра Джима Джармуша выделяются в фильмографии актрисы. Разрывающая сердце картина «Сломанные цветы», фантастически красивая история любви «Выживут только любовники» – Тильда стала музой Джармуша, как когда-то Джармена. Сходство двух режиссёров, проявляющееся в их нестандартном подходе к киноискусству, в недосказанности, заставляющей задуматься, мистическим образом повлияло на развитие карьеры актрисы.
Период с 2005 по 2015 год снова наполнился тем духом творческой свободы, которого она лишилась со смертью Джармена. Каждый образ, который она воплотила на экране, буквально поражает зрителя, и даже шокирует. Разные режиссёры и очень разные фильмы, и такая разная, неповторимая Тильда Суинтон, величайшая из актрис, подарившая миру свои работы в драме «Сквозь снег», в картинах «Теорема Зеро», «Гранд Будапешт», «Большой всплеск».
Тильда и кино
Агент Тильды однажды буквально взмолился: “Ты не могла бы сняться хоть разочек в тех фильмах, которые тебе не нравятся? Ну хотя бы ради эксперимента!”
Тильда Суинтон очень избирательна в том, какой сценарий сделать на время частью своей жизни. Ей не все равно, с каким фильмом она войдет в историю. Однажды она сказала: “В возрасте Киры Найтли я особо не высовывалась. И хорошо, что так вышло, потому что я не успела всем до смерти надоесть”.
Кадр из фильма “Доктор Стрэндж”
Она относится к тем актерам, которые выворачивают все внутренности наизнанку перед камерой и делают все, что в их силах, чтобы зрители поверили в историю. Наверное, сложно найти еще одного такого мастера перевоплощений, как Тильда Суинтон.
Лучшим другом и крестным отцом в кино для Тильды был Дерек Джармен, режиссер авангардного британского кино. Он снял Тильду в семи картинах, но за пределами Британии они были не очень известны, как и сама Тильда. Но именно благодаря Джармену она получила свою первую награду на Берлинском кинофестивале 1988 года за роль в фильме “На Англию прощальный взгляд” /The Last of England. Это был специальный приз «Тедди», вручаемый за фильмы о гомосексуальных отношениях.
Тильда в «Орландо»
Первая картина, после которой про Суинтон узнали все — «Орландо» по роману-автобиографии Вирджинии Вулф (1992). Там ей приходится играть и мужчину и женщину. После «Орландо» она стала настоящим мастером андрогинных ролей. На Международном кинофестивале в Сиэтле Тильда получила звание актрисы года, а сам фильм стал лучшим на кинофестивале в Венеции.
С 1995 года она окончательно забросила театр и полностью погрузилась в кинематограф. И продолжила сниматься в артхаусном авангардном кино.
В 2000 году с Тильдой приключился дебют в Голливуде. И сразу — с ДиКаприо в фильме “Пляж”. После этого ее стали приглашать на съемки чаще, но она все равно упорно выбирала только те роли, которые ей нравились.
И среди этих картин было много таких, где она вовсю могла развернуться в своем таланте перевоплощения. И герои, как на подбор, были практически бесполыми или требующими огромных усилий для вхождения в роль.
С фильмом “Суспирия” вообще вышла забавная история. Режиссер и все причастные упорно утверждали, что пожилого психоаналитика будет играть никому не известный дебютант в кино из Германии Лутц Эберсдорф. Его имя было даже на афише. Но потом пришлось расколоться.
Тильда на премьере “Суспирии”
Коллеги по съемочной площадке рассказывали, как Тильда демонстрировала им муляж мужских гениталий, которые смастерили специально для нее. Действительно, хочешь достоверно сыграть мужчину — ощути такую же достоверную тяжесть в своих штанах.
Дальше были фильм «Техносекс», там Тильда сыграла сразу четверых — ученую и трех ее клонов-киборгов. Потом был «Отель «Гранд Будапешт» и 90-летняя матрона.
Кадр из фильма «Отель «Гранд Будапешт»
За роль Карин в «Майкле Клейтоне» Тильда наконец отхватила заслуженного Оскара. Но, как я уже сказала, для нее это было сродни тому, что ей бы вручили огурец. Одна радость — в этом фильме она снялась с Джорджем Клуни.
На Оскаровскую церемонию я поехала как турист. Представьте себе, вы достали билеты на финал Уимблдона, уселись на трибуне, а вас вызывают и дают ракетку. Меня охватил ужас, когда назвали моё имя. Стоять на сцене перед тремя миллиардами зрителей — это травма.
Кадр из фильма “Майкл Клейтон” и Оскар за эту же роль
«Я стараюсь вписать Джорджа Клуни в каждый свой новый контракт. Это непросто, но я прилагаю все усилия. В утешение мне подсовывают Брэда Питта. Мы с Джорджем надеемся когда-нибудь обменяться в кино хотя бы парой добрых слов.»
Еще одну награду Тильде в 2021 году вручили за бесполого Старейшину из “Доктора Стрэнджа” — премию «Сатурн» за лучшую женскую роль второго плана. Правда, не обошлось без скандала, посыпались обвинения в вайтвошинге. Белая актриса сыграла азиатского персонажа, фу, как не толерантно. Но сыграла-то отлично, правда?
Из-за любви к экспериментам и андрогинных образов Суинтон часто сравнивают с Боуи. Да она и сама говорит, что очень на него похожа. В 2013 году она снялась в клипе Боуи на песню The Stars (Are Out Tonight). А теперь найдите Тильду))
Вообще, за свою кинокарьеру Суинтон снялась больше чем в 60 значимых фильмах и получила больше 20 наград.
Личная жизнь
На репетиции спектакля Тильда Суинтон познакомилась с шотландским художником Джоном Патриком Бирном. В театре мужчина занимался оформлением декораций, но вообще специализируется на живописи, а картины Джона входят в коллекцию Национальной портретной галереи Шотландии.
Тильда и Джон стали жить в фактическом браке, а позднее у них родились двойняшки — сын Ксавье и дочь Онор. Через некоторое время этот союз распался, а актриса встретила другого человека — художника из Новой Зеландии Сандро Коппа. Пара живет в поместье в Шотландии, причем Джон Бирн часто навещает собственных детей, так как у него с Суинтон остались дружеские отношения. Бирн даже может по нескольку дней жить в доме бывшей жены, из-за чего среди обывателей популярна сплетня, будто бы актриса живет сразу с двумя мужчинами.
Сама Тильда Суинтон к подобным слухам относится философски. Актриса считает, что общественность привыкла к бурным романам и пикантным интрижкам знаменитостей, а так как семья актрисы не дает никаких реальных поводов, то публике приходится включать фантазию и придумывать то, чего на самом деле нет.
В 1995 году актриса участвовала в необычной выставке художницы-авангардистки Корнелии Паркер, где Суинтон выступила как живой экспонат. Тильда по 8 часов в день лежала с закрытыми глазами в хрустальном боксе, изображая Спящую Красавицу.
Также актриса регулярно участвует в авторских фотосессиях, где появляется не в модных глянцевых образах, а со сложным гримом и в фантастических костюмах. Такие фото можно увидеть как в журналах и на сайтах фотографов, так и в «Инстаграме» актрисы.
Все, что надо знать о Тильде Суинтон: голубая кровь, свободная любовь и андрогинность
Голубая кровь
Тильда Суинтон — настоящая британская аристократка с удивительной родословной. Ее полное имя — Кэтрин Матильда Суинтон оф Киммергейм. Актриса принадлежит к древнейшему англо-шотландскому роду, чье генеалогическое древо уходит корнями в глубокое Средневековье — первое упоминание о Суинтонах появилось около 1000 лет назад. Кстати, это имя было дано их роду за избавление страны от дикого кабана, поэтому на фамильном гербе семьи Тильды изображено именно это животное. Киммергейм в полном имени актрисы — название ее родового дома-поместья. К слову, отец Тильды носит титул лорда.
Частная школа
Как истинная аристократка и дочь лорда, Тильда росла в самом настоящем замке, а с 10 лет была отправлена в престижную закрытую школу в Кенте. В этом частном заведении учился весь цвет британской нации, а одноклассницей актрисы была леди Диана Спенсер, будущая принцесса Уэльская. Но свободолюбивая бунтарка Суинтон считала годы, проведенные в этом интернате, настоящим насилием. Тильда до сих вспоминает о школе с неприязнью и не может простить это решение своим родителям. «Нам даже не разрешали слушать музыку», — с грустью отзывается актриса о West Heath School.
Такая школа – просто насилие над молодежью, особенно над нами, подростками эпохи «панк». Я до сих пор не могу шутить над проведенными там годами. Поэтому я не люблю «поттериану», в ней фетишируются частные школы.
Свободная любовь
В 1986 году Тильда вышла замуж за известного шотландского художника Джона Патрика Бирна и до сих пор состоит с ним в браке. Супруги воспитывают двух близнецов: дочь Онор и сына Ксавье. Тем не менее между актрисой и живописцем заключен договор о том, что их личная жизнь не ограничивается браком — каждый из них может иметь роман на стороне. Поэтому с 2004 года кроме Бирна у Тильды есть отношения с новозеландским художником Сандро Коппом. У пары 18-летняя разница в возрасте — когда они познакомились актрисе было 43, а Сандро только исполнилось 25. Разумеется 15-летний роман Суинтон не секрет для ее мужа — Тильда и Копп даже останавливались у него дома во время путешествий.
Одиночный пикет
Во время одного из своих визитов в Москву актриса устроила акцию прямо перед стенами Кремля. Тильда вышла на Красную площадь с радужным флагом и лозунгом: «В знак солидарности. Из России с любовью» — этим «одиночным пикетом» актриса поддержала ЛГБТ-сообщество.
Долой валюту
В своем родном городе Наим в Шотландии Тильда организовала кинофестиваль Ballerina Ballroom Cinema of Dreams. Гости фестиваля могут увидеть самые необычные фильмы со всего мира. При этом, если у вас нет денег на входной билет, расплатиться можно кексами.
Инопланетная внешность
Тильда с детства решила считать свои внешние данные несущественными и утверждает, что стала мальчиком, заключенным в тело девочки. По словам актрисы, она отключила свою сексуальность, поэтому может позволить себе любые роли, даже те, в которых выглядит неженственной, непривлекательной и даже старой. Из-за высокого роста (180 см!), необычного образа и отсутствия косметики незнакомцы часто обращаются к ней «сэр», хотя вряд ли к настоящему моменту осталось много людей, которые не знают Суинтон в лицо.
Я никогда не была красоткой и считала это везением. Красота – большое давление, обязательно заставит себя использовать, манипулировать собой. Мне нравилась идея отключить в себе всякую сексуальность. Я – человек, который может стать арт-объектом. У меня не могло быть никаких гарантий. Да мне они и не нужны. В двадцать пять я мечтала стать 40-летней. Что-то мне подсказывало: после сорока и наступит мое время.
Тильда не только многие годы остается поклонницей андрогинного стиля и естественного макияжа, но и философски относится к возрасту: «Дожив до 97 лет, моя бабушка говорила: возраст — смешная вещь. Чем старше, тем смешнее». Актриса относится с юмором и к своей внешности тоже: «Я выгляжу в точности как мой отец, когда он побреется. Еще я похожа на Дэвида Боуи».
Кстати, о Боуи
В 2013 году Тильда сыграла в клипе Дэвида Боуи The Stars (Are Out Tonight) и перевоплотилась в жену музыканта.
Тильда Суинтон сейчас
В 2021 году Тильда Суинтон вернулась к любимому поклонниками авангардному образу. Актриса появилась на экранах лысой и сыграла Старейшину в комикс-боевике «Доктор Стрэндж». Героиня Суинтон – тибетский мистик и носительница древнего тайного знания о магии, которая и стала учителем доктора Стрэнджа (Бенедикт Камбербэтч). Выбор Тильды Суинтон на роль Старейшины, которого в комиксах чаще всего изображали как мужчину-азиата, вызвал смешанною реакцию.
С одной стороны, переосмысление персонажа в виде женщины получило положительную оценку критиков, так как это поспособствовало сглаживанию гендерного дисбаланса в комикс-культуре. С другой стороны, фильм объявили в «обелении» героев, так как главой тибетской общины оказался человек с европейской внешностью.
Тем не менее Старейшина в 2021 году принесла Тильде Суинтон премию «Сатурн» за лучшую женскую роль второго плана.
В 2021 году актриса появилась в главной роли в психологическом триллере «Большой всплеск», а также сыграла сразу две роли журналистов-близнецов в комедии «Да здравствует Цезарь!».
Фильмы
В молодости Тильда Суинтон снималась в телевизионных сериалах, а затем познакомилась с режиссером независимого кино Дереком Джарменом и начала многолетнее сотрудничество. У него актриса играла в биографической драме «Караваджо», философском фильме «На Англию прощальный взгляд», военно-психологической драме «Военный реквием» и других.
Первым переломным моментом в карьере Тильды стала экранизация легендарного романа Вирджинии Вулф «Орландо». Игра актрисы была названа критиками не иначе как ошеломляющей. Суинтон создала 2 образа одного человека, мужской и женский, и была награждена званием лучшей актрисы года на нескольких кинофестивалях.
View this post on Instagram
A post shared by Tilda Swinton (@swinton.tilda) on Apr 14, 2018 at 10:45pm PDT
Смешение мужского и женского образов стало отличительной особенностью Тильды. Артистка носит короткие волосы, одежду стиля унисекс и позиционирует себя как андрогин. Такой двойственности образа Тильды способствует и высокий рост в 179 см (при весе 64 кг). Это не только сценический образ. С таким авангардным амплуа оказалась связана и творческая биография актрисы, и повседневная жизнь.
Новым важным шагом для знаменитости стало участие в американском приключенческом триллере «Пляж», в котором она сыграла вместе с Леонардо Ди Каприо. Эта картина открыла для Тильды путь в Голливуд.
View this post on Instagram
A post shared by Tilda Swinton (@swinton.tilda) on Oct 10, 2019 at 6:18am PDT
Из первых работ в Северной Америке стоит выделить мистическую картину с Томом Крузом «Ванильное небо» и фильм ужасов «Константин: Повелитель тьмы», где Суинтон сотрудничает с Киану Ривзом. Знаковым для актрисы стал детектив «Майкл Клейтон», ведь роль в нем принесла ей заветную статуэтку «Оскар».
Отдельное внимание поклонников творчества Тильды Суинтон привлекла фэнтези-драма «Выживут только любовники», в которой актриса сыграла главную роль, а ее партнером по съемкам стал Том Хиддлстон. Сюжетно это вампирская любовная драма, но фильм наполнен атмосферой андеграунда и артхауса, что стало особенностью картины, выделившей фильм из уже ставшего банальным жанра.
Спустя год артистка поразила кинопублику своим новым преображением — она снялась в образе 84-летней старухи в трагикомедии «Отель “Гранд Будапешт”». Тем самым исполнительница еще раз доказала, что для ее актерского таланта нет границ.
View this post on Instagram
A post shared by Tilda Swinton (@swinton.tilda) on Jul 10, 2017 at 12:17am PDT
В 2021 году Тильда Суинтон вернулась к любимому поклонниками авангардному образу. Она появилась на экранах лысой и сыграла Старейшину в комикс-боевике «Доктор Стрэндж». Героиня Суинтон — тибетский мистик и носительница древнего тайного знания о магии, которая и стала учителем доктора Стрэнджа (Бенедикт Камбербэтч). Старейшина в 2017 году принесла Суинтон премию «Сатурн» за лучшую женскую роль второго плана.
Еще одна работа года, которая порадовала поклонников звезды экрана, — главная роль в триллере «Большой всплеск». Здесь Суинтон перевоплотилась в рок-звезду, которая пытается наладить личную жизнь. В работе над образом Тильда обратилась к личности Дэвида Боуи, с которым ранее сотрудничала при создании клипа на сингл The Stars (Are Out Tonight).
Фильмография
- 1992 –«Орландо»
- 2003 –«Молодой Адам»
- 2005 –«Константин: Повелитель тьмы»
- 2005-20010 –«Хроники Нарнии»
- 2006 –«Майкл Клейтон»
- 2008 –«Загадочная история Бенджамина Баттона»
- 2009 –«Я — это любовь»
- 2011 –«Что-то не так с Кевином
- 2013 –«Выживут только любовники»
- 2015 — «Девушка без комплексов»
- 2016 –«Доктор Стрэндж»
- 2016 – «Да здравствует Цезарь!»
- 2016 – «Большой всплеск»