Детство Галины Вишневской
В 1943-ем году начала работать музыкальная школа. Там Галина училась петь. Когда блокаду сняли, девушку приняли в хор Театра оперетты. Очень скоро вокальные данные Вишневской были замечены, и она начала исполнять сольные партии. Чтобы совершенствовать вокал, Галина брала уроки. Ради подработки юная певица выступала в филармонии и на эстраде.
Развитие карьеры в России
С 1993 года Вишневская приступила к работе в чеховском театре. Здесь ей досталось несколько главных ролей. Через девять лет ей представилась возможность вступить в должность руководителя Московского Центра Оперы. Для Вишневской это было главное дело всей жизни, она всегда мечтала заниматься именно этим и была счастлива, что достигла этой цели. В своем центре она преподавала пять дней в неделю. В выходные же проводила дополнительные мастер-классы. Билеты продавались на них быстро, люди скупали их в считанные минуты.
В 2007 году произошло еще одно важное событие в творческой жизни Вишневской – она снялась в главной роли в фильме «Александра».
Начало карьеры певицы Галины Вишневской
В 1952-ом году Галина отправилась на организованный Большим театром Всесоюзный конкурс. При том что у неё отсутствовало классическое музыкальное образование, её пригласили в Большой в качестве стажёра. Там оперной певице сразу предложили в «Фиделио» исполнить партию Леоноры.
Галина Вишневская и Мстислав Ростропович в молодости
Обладание не только вокальными, но ещё и актёрскими данными сделало её сразу любимицей публики. Вскоре она появилась в «Снегурочке» и в «Евгении Онегине». Прошло ещё немного времени, и Галина начала выходить на сцену в качестве исполнительницы главных партий в «Аиде», «Войне и мире», «Каменном Госте», «Лоэнгрине» и др.
Память
Лайнер Airbus A321 авиа «Г. Вишневская»
В честь Г. Вишневской названы:[источник не указан 1254 дня
]
- Улица Галины Вишневской в московском районе Новокосино. 26 июня 2013 года Правительство Москвы решило присвоить проектируемому проезду № 326, расположенному на территории района Новокосино Восточного административного округа города Москвы между Суздальской и Новокосинской улицами, наименование — улица Галины Вишневской[33].
- Улица Галины Вишневской в Видном Московской области.[34]
- Лайнер Airbus A321 авиа «Г. Вишневская»[35]
- Колледж музыкально-театрального искусства № 61 имени Г. Вишневской в Москве[36]
- Именем Г. Вишневской названа Детская музыкальная школа № 8 в Кронштадте.
- Именем Г. Вишневской названа малая планета Солнечной системы № 4919[37]
- Мемориальная доска Мстиславу Ростроповичу и Галине Вишневской открыта в Москве в 2021 году. Установлена в Газетном переулке, на доме, где проживали супруги.
- Медиафайлы на Викискладе
Галина Вишневская — прима оперной сцены
Вишневская в пятидесятых-шестидесятых годах стала примой оперной сцены. С гастрольным турне в 1959-ом году она отправилась в Америку, а в 1962-ом году выступила в Лондоне, где впервые предстала в «Аиде». Отправившись в 1964-ом в Милан, Галина Павловна пела со сцены «Ла Скала».
В 1966-ом году на экраны вышел фильм-опера с участием певицы. Он назывался «Катерина Измайлова». Музыку же к этому фильму написал Дмитрий Шостакович. Зрители смогли оценить не только голос Вишневской, она смогла раскрыться и как драматическая актриса.
Личная жизнь
В 17 лет Галина впервые вышла замуж за Георгия Вишневского, военного моряка. Этот союз продержался только пару месяцев. От первого мужа, певица оставила себе фамилию.
Вторый брак оказался более удачным. Галина вышла замуж за директора Ленинградского театра оперы Марка Рубина. Муж был старше ее на 22 года. У них родился сын, который скончался еще во младенчестве. Их союз продержался 10 лет. После развода Вишневская встретила своего будущего третьего мужа Мстислава Ростроповича. В пары появились на свет две дочери-Ольга и Лена. Семейная жизнь с Мстиславом была наполнена счастьем и гароминей.
Галина Вишневская в эмиграции
В конце шестидесятых годов семья Галины Павловны поддержала Александра Солженицына, который в тот период был исключён из Союза писателей. Это послужило причиной того, что о Вишневской прекратили писать в журналах и газетах, хотя она и продолжала петь со сцены Большого театра.
Вскоре её гастроли оказались под запретом, не разрешали выезжать за границу, а также записывать пластинки. Всё это стало причиной того, что Галина Павловна уговорила мужа уехать за границу. Это было весной 1974-го года. Сначала на зарубежные гастроли отправился Мстислав Ростропович, который был мужем певицы, позже Вишневская отправилась вслед за ним вместе с дочерьми. Официально это было оформлено, как длительная заграничная командировка. На самом же деле, возвращаться они не собирались. Семья жила во Франции, в США и в Великобритании. Когда же в Союзе стало известно, что Вишневская с мужем купила квартиру в Париже, их лишили советского гражданства.
Спустя некоторое время Ростропович был приглашён в США. Национальный симфонический оркестр предложил ему место главного дирижёра. Семья переехала вслед за ним. Галина Павловна всё время выступала на сценах лучших театров. Только в середине восьмидесятых годов гениальная певица перестала выходить на сцену, закончив карьеру выступлением в «Гранд-опера» в Париже. Она занялась постановкой спектаклей, выступая в качестве режиссёра, преподавала, снималась в кино и писала мемуары.
На похороны Галины Вишневской собрались тысячи поклонников таланта певицы
Её книга вышла в Вашингтоне и была названа «Галина». В ней, в расчете на иностранного читателя, описывалась жизнь в Союзе, благодаря чему читатели, как выразилась Галина Павловна, могли понять, что же такое – Россия.
Вишневская и Ростропович: четыре дня и вся жизнь
Они оба были гениальными артистами – известная на весь мир оперная певица и непревзойденный виолончелист, дирижер, композитор… И – удивительно гармоничной парой. Галина Павловна Вишневская и Мстислав Леопольдович Ростропович прожили вместе более полувека, и это была такая любовь, о которой можно писать книги…
В доме на набережной
…Ноябрь 2006-го. Незадолго до того отшумел юбилей Галины Вишневской (80 лет), певица назначила мне встречу в своем доме в Санкт-Петербурге. Промозглая питерская погода, то ли снег, то ли ветер. А в особняке на набережной Кутузова уютно и по-дворцовому величественно: горки с коллекционным фарфором, произведения искусства… Дом этот в ее родном городе, как объясняет певица, она выбрала потому, что место это тихое, а под окнами плещется Нева. Главную атмосферу здесь, конечно, создает царственная хозяйка.
Галина Павловна сидит в большом кресле, мы разговариваем обо всем на свете – о школе оперного пения, о ее жизни, вынужденном отъезде из страны с семьей, о возвращении, о детях… Но чувствуется, что певица постоянно думает о чем-то еще. На ее юбилее не было Мстислава Ростроповича – с лета он болел, ему сделали операцию… Решаюсь на очень личный вопрос о том, как его здоровье.
– Когда у меня был юбилей, его срочно отправили в Париж – после операции были осложнения, – вздыхает Галина Павловна. – Но сейчас лучше. К сожалению, он начал играть концерты. Надо бы ему еще отдохнуть, но он сам не может иначе. Вот и вчера у него был концерт. Сегодня к вечеру должен приехать в Париж, домой.
Видимо, она очень ждала звонка мужа, хотела услышать, что у него все хорошо.
– Я в детстве была очень жестким человеком, – признается эта железная женщина. – Может быть, из-за своих родителей (Галине не было и месяца, когда ее отдали бабушке, а потом война, блокада, смерть бабушки в 1942-м, голод. – Ред.). Только потом, когда я вышла замуж за Славу и родила Ольгу, начала оттаивать.
1959 г. Супруги репетируют
«Отдал яблоко он ей»
На праздновании золотой свадьбы в мае 2005-го в столичном «Метрополе» Мстислав Ростропович показывал гостям чек на 40$, который некогда вручил ему журнал Reader’s Digest. Корреспондент тогда спросил музыканта, правда ли они поженились после 4 дней знакомства. И тот ответил, что очень жалеет, что потерял эти четыре дня.
У Галины Павловны немного иные воспоминания. Известных артистов нередко приглашали на разные важные приемы. Приглашали без супругов. Один из таких проходил в апреле 1955-го в гостинице «Метрополь». К столику, где певица сидела со своей компанией, подошел молодой мужчина. Его все знали и познакомили с Галиной Павловной.
«Он сел за наш стол, я с кем-то болтала, на него не обращая никакого внимания. Имя его я слышала в первый раз – да еще такое трудное, я его сразу и забыла. Он рассказывал какие-то смешные истории, потом смотрю – яблоко от него ко мне через весь стол катится! (Как Парис в «Прекрасной Елене» – «Отдал яблоко он ей…»)», – вспоминала Вишневская в своей книге «Галина».
Новый знакомый вызвался ее проводить до дома. Она разрешила – привыкла к поклонникам. На прощание он подарил ей коробку шоколада, который она не ела.
– Никакого значения я этой встрече не придала, – рассказывала певица. – А конфеты съел Марк (второй муж Вишневской, на 22 года старше ее, они прожили вместе 10 лет, но в тот момент уже намечался разрыв. – Ред.).
В газетном переулке, у Дома композиторов
«До этого ландыши не любила»
А «те самые 4 дня», что перевернули жизнь обоих, случились чуть позже, в мае того же 1955-го. Оба попали в советскую делегацию на фестиваль «Пражская весна» в Чехословакию: Ростропович тогда преподавал в Московской консерватории, состоял в жюри конкурса виолончелистов, а Вишневская уже была примой Большого театра. Обоим было по 28 лет…
Музыкант заранее узнал, что женщина, покорившая его сердце, тоже поедет в Прагу. Взял с собой все свои пиджаки и галстуки, менял их утром и вечером, надеясь произвести впечатление. (Видимо, в память об этих днях Вишневская всегда и повсюду, по словам их дочери Ольги, покупала мужу галстуки.)
А прима, как потом признавалась, только тут и разглядела его толком: «Худущий, в очках, очень характерное интеллигентное лицо, молодой, но уже лысеет, элегантный… Весь в движении, порывистый, сыплет остротами, а глаза – вразрез с внешним поведением – внимательные, будто два человека в нем: один всеми силами старается понравиться, другой – за ним наблюдает и его стесняется. …Из-за того, что он никогда не видел меня на сцене, я была для него не взбалмошной, капризной примадонной, а просто молодой женщиной, и со всей свойственной ему непосредственностью он кинулся за мной ухаживать. Ни мой жизненный опыт, ни моя восходящая слава его не интересовали. Это и странно мне было, но и впечатление произвело особое – непривычной для меня естественности и искренности».
Это были четыре прекрасных, сумасшедших дня. Выходя из отеля, музыкант увидел женщину, торгующую ландышами. Взял у нее всю охапку и высыпал в руки певице. Утащил Галину в парк на горе, потом пришлось перелезать через стену… Певица сначала сопротивлялась (ей, оперной диве, было неловко), но он уговорил. Спускаться? Но там грязь… Ростропович, не задумываясь, бросает в лужу к ногам своей королевы светлый плащ… Вечером, заметив, что ей нравятся соленые огурцы, пробирается к ней в номер и ставит в шкаф хрустальную вазу, наполненную ландышами с… солеными огурцами.
– Вам понравилось? – спрашивает позже. – Я счастлив.
Галина Павловна потом напишет, что они неслись навстречу друг другу и уже никакие силы не могли их остановить: «Я всем сердцем почувствовала его молодой безудержный порыв, и все мои чувства, так долго бродившие во мне, не находя выхода, – уж коли я дала им волю, – понеслись ему навстречу».
– Я до этого не любила ландыши. Любовь к ним пришла ко мне через любовь к Ростроповичу, – призналась Галина Павловна мне той осенью 2006-го.
Булганин – третий лишний
О том, как, вернувшись в Москву, они сразу поженились, написано немало. Как Вишневскую не отпускал муж, как она сбежала, как началась их семейная жизнь с Ростроповичем, как в загсе, где ее знали, а его нет, предлагали великому музыканту сменить трудную фамилию…
– Странно, что, несмотря на такую молниеносную женитьбу, мы не открыли для себя в будущем никаких неприятных сюрпризов, – говорила Галина Павловна. – Сюрпризом оказалось то, что он – большой музыкант, а я – хорошая певица. Но первое восприятие осталось навсегда главным в наших отношениях: для меня он – тот мужчина, женой которого я стала через 4 дня знакомства, а я для него – та женщина, перед которой он вдруг встал на колени.
Но было и первое испытание. И называлось оно – Николай Александрович Булганин, который в те годы (1955–1958) был председателем Совмина СССР, то есть главой правительства.
В те годы, когда правительственные делегации ездили «налаживать отношения» с другими странами, они брали с собой и артистов. Так из Праги Вишневская прямиком попала в Белград. В делегации был Булганин. Он признался певице, что несколько раз слушал ее в Большом, и пригласил за центральный стол, с випами – Хрущевым, Тито… Это знакомство имело неприятные последствия.
Булганина нимало не заботило семейное положение примы. Он присылал ей букеты, названивал домой, приглашал на званые ужины с партийной верхушкой (куда артисты приезжали без супругов)… Ростропович с Вишневской придумали, как его можно остановить – Галина Павловна стала делать вид, что приглашение она получила вместе с мужем. Булганин же продолжал делать вид, что никаких прав у музыканта на Вишневскую нет…
Однажды, вернувшись с такого ужина, Мстислав Леопольдович устроил скандал: надоело терпеть унизительное положение! Если он не отстанет, брошусь из окна! Она в слезы: куда ты бросишься, я беременна…
«Так я объявила мужу, что у нас будет ребенок, – вспоминала Галина Павловна. – Как ветром его сдуло с подоконника, и он, счастливый, уже был около меня. Тут же схватил книгу сонетов Шекспира и с упоением стал мне их читать, чтобы я, не теряя ни минуты, прониклась высокими мыслями и начала создавать в себе что-то необыкновенное и прекрасное».
С Булганиным супруги решили прекращать отношения постепенно – иначе можно было нажить себе могущественного смертельного врага.
Но Булганин был опытным аппаратчиком. Он стал приглашать ее на «посиделки» в Кремль через Минкульт. Наконец Вишневская не выдержала и прямо сказала ему: не хочу петь перед жующей публикой, мне это противно! На приемы ее больше не звали. Но на ужины Булганин приглашать продолжал. С мужем.
Впрочем, некоторая польза от этих ухаживаний все же была. Однажды Вишневская попросила оградить ее от интереса КГБ (ее пытались вербовать). Булганин устроил разнос главе спецслужбы, и с этим было покончено.
И невольно помог получить супругам ордер на жилье. Дело в том, что Ростропович получил Сталинскую премию и потратил ее на покупку кооперативного жилья. Когда же дом был построен и они въехали в новую квартиру, обнаружилось, что даже в кооперативном доме надо было получить от городских властей ордер. А им его не давали: площадь была больше, чем положено… Аргумент, что пара ждет ребенка, не действовал.
Проблема разрешилась так. Новый 1956 год они встретили тихо и рано легли спать. Но тут звонок: Булганин просит позволения заехать… Его приезд наделал такого шума в доме, что через день супругам ордер из Моссовета принесли на квартиру.
Вишневская, Растропович и дочки – Ольга и Елена
Он готов был подарить ей весь мир
– Любовь, верность… Для отца эти слова имели значение, лишь когда звучали только из одних уст. Они с мамой любили друг друга, – рассказывала старшая дочь Ростроповича и Вишневской Ольга в одном из интервью. – Всегда. Мы это знали и даже немного завидовали. Когда папа уезжал на гастроли, они с мамой могли часами говорить по телефону. Ворковали, как влюбленные подростки.
Ольга вспоминала, как в марте 2006-го у отца были концерты в Нью-Йорке, где она жила. Вечером она зашла к нему в отель. Когда собралась уходить, уже приближалась полночь. Отец попросил побыть еще полчаса, дождаться его дня рождения и поднять бокалы… Но ровно за три минуты до полуночи раздался звонок – это была Галина Павловна, из Москвы, которая сказала, что хочет поздравить его первой.
– Они целый час не отрывались друг от друга. Я посидела-посидела и ушла, чтобы не мешать… – закончила рассказ Ольга.
Ростропович готов был бросить к ногам любимой весь мир. После того как им пришлось вынужденно уехать из СССР в 1974-м и они начали зарабатывать серьезные деньги, Мстислав Леопольдович был особенно неутомим на сюрпризы.
Однажды он раздвинул для Галины Павловны пространство. Вишневская очень тосковала по родине, и, чтобы приблизить ее к ней, Ростропович купил квартиру в Финляндии. Но гостиная, совмещенная с кухней, показалась Вишневской маловата. И пока жена была в Париже, музыкант выкупил соседнюю квартиру, разрушил стену, но при этом расставил мебель так, словно ничего не изменилось…
– Мама вошла и застыла в изумлении, как Алиса, оказавшаяся в Стране чудес, – рассказывала Ольга Ростропович. – Папа так радовался, что сюрприз удался.
А однажды он подарил своей королеве целое поместье в Америке. Строил его три года, и никто в семье об этом не догадывался. Назвал поместье «Галино» (прошел кучу административных процедур, чтобы именно так оно значилось на картах). Узор на кованых воротах был скопирован с решетки Летнего сада в Петербурге, только на них стояли инициалы GV и MR. Все залы были обставлены любимыми вещами Галины Павловны (включая те, которые он якобы «упустил» на аукционах). В ванной – кремы, которыми Вишневская привыкла пользоваться: втайне переписывал их названия.
– Мама была в шоке от царского подарка, – говорит Ольга. – «Буратиночка, миленький, спасибо», – только и смогла вымолвить она.
Дома Галина Павловна звала мужа «Буратино»:
– Еще в момент первого знакомства взглянула на него и подумала: «Господи, на Буратино как похож!» – объясняла она журналистам. И показывала подпись на письмах мужа: «Всегда и везде твой, Буратино».
Это была такая любовь,
о которой можно писать книги
Они снова вместе…
Как говорится, в горести и в радости… Уж горестей-то им жизнь преподнесла немало. Особенно эти напасти обрушились на супругов после того, как они на своей подмосковной даче приютили на несколько лет опального Александра Солженицына. И уж совсем посыпались как из рога изобилия, когда Мстислав Ростропович написал открытое письмо в защиту писателя.
Четыре года супруги стойко переносили укусы (довольно болезненные) бездарностей – когда те чинуши, которые вчера их боготворили, вдруг объявляли, что в их искусстве больше не нуждаются. Их имена исчезли со всех афиш, записи пластинок были остановлены, а фильмы с участием Вишневской ложились на полку… Чиновники обманывали тех, кто, несмотря ни на что, все же хотел продолжать работать с великими артистами: мол, заболели, отказались, уехали на гастроли… Обман неизменно вскрывался, и от этого становилось лишь горше. Они пережили и клеветнические доносы завистников – тех, кого еще вчера считали друзьями. И откровенные провокации… Так продолжалось 4 года.
- Фото с историей. Как Солженицын поссорил Вишневскую с Образцовой
Они смогли выстоять, остаться людьми, для которых порядочность была не пустым словом. Любовь давала им силы.
…27 апреля 2007 года Мстислава Ростроповича не стало.
– Он ушел, не мучаясь, во сне, после операции, – рассказывала в одном из интервью младшая дочь четы Елена. – Если посмотреть на даты его жизни (27.03.1927–27.04.2007), получаются одни семерки. В Московской консерватории он лежал в день святого Мстислава, а хоронили его в день святой Галины. Все это не может быть случайностью…
…Февраль 2008-го. Галина Павловна на этот раз назначила мне встречу в Москве, в Центре оперного пения. Все та же царственность, тот же стержень. Только глаза чуть потухли, и убавилось света, который всегда излучала эта сильная женщина. Словно кто-то слегка приглушил софиты… Уход Ростроповича стал для нее очень тяжелым ударом.
– Сейчас я уже могу говорить о нем, – вздыхает Галина Павловна. – В образовавшейся пустоте главное – не уходить в себя и работать как можно больше. Странно, но я не ощущаю, что Славы больше нет. Мне кажется, что он просто уехал на гастроли и немного задержался, но обязательно приедет… Я однажды пришла на кладбище и прошла его могилу: забыла, зачем пришла. Для меня его там нет.
11 декабря 2012-го Галина Вишневская ушла… Во сне, как и ее муж. Они снова вместе.
* * *
Материал вышел в издании «Собеседник+» №03-2020 под заголовком «Вишневская и Ростропович: четыре дня и вся жизнь».
Награды
Почетные звания и награды Вишневской очень сложно сосчитать.
Впервые певица получила звание Заслуженной артистки РСФСР в 1955 году. Затем ей дали звание Народной.
В ее копилке также находятся десять медалей разного уровня. В их числе медали «За оборону Ленинграда» и «Ветеран труда».
Также Галина Павловна пять раз была награждена орденами разной степени. Среди них орден Ленина и орден «За заслуги перед отечеством».
Во времена жизни во Франции певице были вручены самые разные награды. Среди них орден Почетного легиона и Алмазная медаль города Парижа.
Примечания
- Вишневская Галина Павловна // Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969. https://wikidata.org/Track:Q17378135″>
- ↑ 12 data.bnf.fr: платформа открытых данных — 2011.
https://wikidata.org/Track:Q20666306″>https://wikidata.org/Track:P268″>https://wikidata.org/Track:Q54837″>
- ↑ 12 Encyclopædia Britannica
https://wikidata.org/Track:Q5375741″>https://wikidata.org/Track:P1417″>https://wikidata.org/Track:P2450″>
- Немецкая национальная библиотека, Берлинская государственная библиотека, Баварская государственная библиотека и др. Record #118812157 // Общий нормативный контроль (GND) — 2012—2016.
https://wikidata.org/Track:Q27302″>https://wikidata.org/Track:Q304037″>https://wikidata.org/Track:Q256507″>https://wikidata.org/Track:Q170109″>https://wikidata.org/Track:Q36578″>
- Взгляд: «Умерла оперная певица Галина Вишневская»
- BBC: «Умерла оперная певица Галина Вишневская»
- Росбалт: «Умерла российская оперная певица Галина Вишневская»
- Большая Советская Энциклопедия. Гл. ред. А. М. Прохоров, 3-е изд. Т. 5. Вешин — Газли. 1971. 640 стр., илл.; 38 л. илл. и карт. 1 карта-вкл.
- Вишневская Г. П. «Галина», М.: Библиополис, 1994 — ISBN 5-7435-0001-0 стр. 169—179 — Об отношении Булганина
- Вишневская Г. П. «Галина», М.: Библиополис, 1994 — ISBN 5-7435-0001-0 стр. 500—502 — Открытое письмо 1970 года
- Вишневская Г. П. «Галина», М.: Библиополис, 1994 — ISBN 5-7435-0001-0 стр. 503 — Письмо Брежневу
- Галина Вишневская. Письмо Л. И. Брежневу: «В ваших силах заставить нас переменить место жительства, но Вы бессильны переменить наши сердца»
- Идеологические перерожденцы // «Известия» № 63 (18823) от 16 марта 1978 г., стр.4.
- Вишневская Г. П. «Галина», М.: Библиополис, 1994 — ISBN 5-7435-0001-0 стр. 168 — О знакомстве с Ростроповичем
- Театральная Энциклопедия. драма опера балет оперетта цирк эстрада драматург режиссёр
- Вишневская, Галина Павловна
- Авдеев вручил премии правительства деятелям культуры // РИА Новости
- Распоряжение Президента Российской Федерации от 25 октября 2001 года № 583-рп «О поощрении Вишневской Г. П»
- Указ Президента Российской Федерации от 18 октября 2011 года № 1373 «О награждении государственными наградами Российской Федерации»
- Указ Президента Российской Федерации от 25 октября 1996 года № 1489 «О награждении орденом „За заслуги перед Отечеством“ III степени Вишневской Г. П.»
- Указ Президента Российской Федерации от 25 октября 2006 года № 1189 «О награждении орденом „За заслуги перед Отечеством“ II степени Вишневской Г. П.»
- Указ Президента Российской Федерации от 1 декабря 2012 года № 1585 «О награждении орденом „За заслуги перед Отечеством“ I степени Вишневской Г. П.»
- Народной артистке СССР Галине Вишневской вручён орден преподобной Евфросинии Московской
- II Торжественная церемония вручения Национальной премии общественного признания достижений женщин России «Олимпия». Российская академия бизнеса и предпринимательства . Проверено 7 мая 2021.
- https://ex.ru/content/ix-церемония-0
- The Puccini Award. Fondazione Festival Pucciniano . Проверено 7 мая 2021.
- Лауреаты общенациональной программы «Россиянин года» за 2005 год. Российская академия бизнеса и предпринимательства . Проверено 7 мая 2021.
- Премия «Белый слон» — 2007. Кинопресса. Сайт гильдии киноведов и кинокритиков . Проверено 7 мая 2021.
- Почетные доктора → Вишневская Г.П. , muctr.ru,
- Почетные граждане Нижегородской области. Законодательное собрание Нижегородской области . Проверено 7 мая 2021.
- Постановление Правительства Москвы от 26 июня 2013 года № 412-ПП «О присвоении наименований линейным транспортным объектам города Москвы»
- АвиаПорт. Ru / Дайджест / Аэрофлот ввел в эксплуатацию лайнер А321 «Г. Вишневская»
- Пестерева, Анна. Великие музыканты отмечали золотую свадьбу в Новокосине. Почему Галина Вишневская дала своё имя колледжу на Суздальской // Восточный округ. — 2014. — № 44 (87) за 12 декабря. — С. 11. (Проверено 28 февраля 2017)
- (4919) Vishnevskaya (англ.). Minor Planet Center . Проверено 7 мая 2021.
Список самых ярких оперных партий в Большом Театре
Всего за время работы в Большом Театре Галина Павловна Вишневская исполнила более 20 партий. В ее исполнении зритель смог познакомиться со множеством самых разных персонажей. В их числе:
- Прекрасная Татьяна в опере Чайковского «Евгений Онегин».
- Неповторимая Маргарита в произведении Гуно под названием «Фауст».
- Душевная Зинка в «Судьбе человека» Дзержинского.
- Чувственная Наташа Ростова в легендарной постановке Прокофьева по роману Л. Н. Толстого «Война и мир».
- Романтичная Франческа в опере «Франческа да Римини»
Помимо Большого Театра, певица выступала и в других. Ей доводилось выступать в роли таких персонажей, как Иоланта, Лиу, Дездемона, Леди Макбет. Что касается фильмографии Вишневской, то она снималась в 4 фильмах. Неоднократно она работала на озвучке. В числе ее работ такие оперные фильмы, как «Евгений Онегин», «Вольный ветер», «Борис Годунов».
Также на счету Вишневской многократное участие в документальных фильмах. В разное время ей удавалось сняться в таких картинах, как «Наш любимый юный дед», «Женское лицо войны», «Галина Вишневская. Роман со славой».