В фигурном катании снова неспокойно: звезда прошлого сезона Алена Косторная покинула группу Этери Тутберидзе.
В этот раз не было слухов, инсайдов и даже преждевременных комментариев от Евгения Плющенко (к нему Алена и перешла) – Тутберидзе сама объявила о трансфере. Но тренер так и не научилась мирно расставаться со звездами.
• Первый заметный уход от Тутберидзе совершила Полина Шелепень в 2012-м. Этери тренировала ее с детства, но после 12-летнего сотрудничества Шелепень выбрала Светлану Соколовскую. Тогда же Этери, наверное, впервые упомянула букет, который всегда ждет от учениц.
«Я же тренировала Шелепень с 4 лет, и все, что мы с ней сумели сделать, происходило не благодаря, а вопреки.
У самой Полины никогда не было спортивных амбиций – они были у меня. Это я старалась всем доказать, что моя спортсменка будет и прыгать, и побеждать. Хотя все наперебой убеждали меня в обратном. Полина была слишком высокой, некоординированной, «вязкой» – то есть совершенно не годилась для прыжков. И тем не менее запрыгала.
В последние два года у нас были не очень простые отношения. Я понимала, что рано или поздно Шелепень от меня уйдет, более того, была к этому готова. А расстроилась потому, что моя многолетняя и на самом деле очень трудная работа так быстро ушла в песок. Ну и было обидно, конечно, по-человечески, что Полина, приняв решение поменять тренера, не посчитала нужным хотя бы прийти на каток с букетом цветов и сказать «спасибо».
• Самые громкие расставания начались с Юлии Липницкой. В январе 2015-го появилась информация, что девочка в красном пальто покидает тренера. Липницкая и Тутберидзе оперативно опровергли слухи, но осенью Юля все же ушла. Тогда Этери промолчала, зато в мае 2017-го вдруг рассказала подробности:
«Помните, был этап Гран-при во Франции, на который она приехала с Сергеем Дудаковым? На форумах в интернете писали – видимо, я Юлю «сливаю», раз с ней не поехала на турнир. Но это было не так.
То, что я должна была с ней ехать в Бордо – это даже не обсуждалось. Уже купила билеты. Но мне позвонили из федерации и сказали: «Этери, Юля попросила нас, чтобы с ней поехал Сергей Викторович». В этот момент Юля каталась передо мной на тренировке.
Конечно, если спортсменка хочет, чтобы с ней поехал второй тренер – пожалуйста. Но почему она не могла подойти ко мне и попросить об этом меня? Я бы позвонила в федерацию, передала бы просьбу Юли, и она поехала бы с Дудаковым, это было бы правильно, а не в обратную сторону.
Я от Юли ни в коем случае не отказывалась, но мне было понятно, что дальнейшего пути совсем не может быть. Когда меня так отодвинули от поездки на соревнования через федерацию – это был уже край».
Вариант №1: приехать на стажировку
Летом у Тутберидзе часто тренируются иностранцы. Готовить соперников на постоянной основе Этери не хочет – так она говорила два года назад. Исключением стали Элизабет Турсынбаева (Казахстан) и Морис Квителашвили (Грузия), катавшиеся в «Хрустальном» совсем маленькими и с российским гражданством.
За прыжковой практикой к Тутберидзе стремятся фигуристы из Китая, Турции и Малайзии, в 2017-м она давала выездной мастер-класс для филиппинцев.
Особый случай – Шома Уно, который провел месяц в Новогорске на сборах с группой Этери. Оставаться у Тутберидзе японец не решился, объяснив желанием попробовать разные тренерские подходы.
Иногда штаб «Хрустального» помогает российским фигуристам из других групп. Например, Даниил Глейхенгауз ставил программу паре Дарья Павлюченко – Денис Ходыкин, а тренер Сергей Добрин привозил на стажировку всю команду.
Элизабет Турсынбаева
Немногие знают, но нынешняя совместная работа Этери Тутберидзе и казахской фигуристки — уже вторая их попытка. В 2012 и 2013 годах Элизабет Турсынбаева уже тренировалась у известного наставника. Однако даже при этих обстоятельствах Этери не была первой у Элизабет. Начинала фигуристка в «Москвиче» у тренеров Натальи Дубинской и Александра Шубина. Затем сезон каталась в ЦСКА у Елены Буяновой (Водорезовой) и Светланы Соколовской.
В 2013 году Элизабет от Этери переехала в Канаду, где на протяжении пяти лет занималась в команде известного тренера Брайана Орсера (того, к которому уехала Евгения Медведева). И если поначалу Турсынбаева добивалась неплохих результатов, то после Олимпиады в Пхёнчхане, где фигуристка заняла 12-е место, стало понятно, что необходимо что-то менять. Она решила вернуться к Тутберидзе. Авантюра удалась. Уже в 2021 году Элизабет взяла серебро чемпионата мира, став при этом первой взрослой фигуристкой, которая сделала четверной сальхов на официальных соревнованиях.
Сергей Булкин/NEWS.ru
Вариант №2: обычный просмотр
Так в группе Тутберидзе оказались почти все ее фигуристы. Просмотры проходят до сих пор: объявления появляются на сайте катка, иногда – в инстаграме тренера Сергея Розанова. Условия для всех разные – кому-то достаточно одной тренировки, кого-то оставляют на испытательный срок.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Объявляется просмотр детей в возрасте от 5 до 8 лет в группу заслуженного тренера России Этери Тутберидзе. Дни и время для просмотра (Вс. Пн. Вт. в 19-45) ледовый дворец «Хрустальный». Телефон для связи:8-909-920-90-40 Сергей Розанов (Viber, WhatsApp)
Публикация от Sergei Rozanov (@_sergio_r_) 11 Авг 2021 в 9:21 PDT
Приз за самую красивое появление в «Хрустальном», безусловно, принадлежит Липницкой. Мама посадила 10-летнюю Юлю в машину и помчала из Екатеринбурга в Москву с уговором – если не получится у Тутберидзе, с фигурным катанием покончено. Бросать спорт не понадобилось – серьезный ребенок с изумительной растяжкой впечатлил Этери, а еще сильнее удивила фраза Юлиной мамы: «Вы знаете, мы по возрасту на Олимпиаду попадаем».
Полине Цурской было 11, когда она переехала из Омска в Москву по предложению Александра Когана (сейчас он генеральный директор федерации, а тогда курировал спортсменов из Сибири и Дальнего Востока). Тутберидзе боялась брать девочку из-за высокого роста, но после дебютного занятия оставила в группе. «На первой тренировке я, конечно, показала максимум, но, мне кажется, Этери Георгиевне понравилось еще и то, что я слышала все замечания и тут же исправляла ошибки», – вспоминала Полина.
Интересно, что и Липницкая, и Цурская, и Квителашвили переход в «Хрустальный» считали последним шансом в фигурном катании. Они реально думали о завершении карьеры. У Мориса, например, не ладились прыжки – все время получались недокрученными.
Кастинг проходила и Камила Валиева – до Тутберидзе она тренировалась в спортшколе «Москвич», а в детстве – у Ксении Ивановой в Казани.
С прыжками и артистизмом у Валиевой проблем не было никогда – специалисты умилялись 8-летней Камилой в образе лебедя. Чтобы побеждать соперниц, фигуристке не хватало стабильности – за ней она и отправилась в «Хрустальный»
Даниил Самсонов – главная звезда мужской группы – вероятно, единственный, кто перешел в «Хрустальный» не для тренировок у Тутберидзе, а ради работы с Даниилом Глейхенгаузом, который поставил мальчику несколько программ.
Детство и юношеские годы
Этери – пятый ребенок в большой дружной грузинской семье (у нее есть три сестры и брат). Детство девочки прошло в историческом районе Москвы, недалеко от храма Блаженной Матроны.
Этери Тутберидзе с мамой и сестрами
Родители Этери были простыми людьми: отец работал литейщиком на заводе, мать – инженером. Несмотря на непростую финансовую ситуацию в семье, они старались ни в чем не отказывать своим детям и дать им хорошее образование. Отец работал в две смены, а как только в семье появилась машина, таксовал ночами. Зато девочки занимались музыкой и иностранными языками, брат увлекался спортом.
Однажды Этери с мамой пришла к брату на стадион и впервые увидела там фигуристов. Малышке показалось, что это не дети вовсе, а маленькие эльфы, парящие над землей, и самой захотелось стать такой, как они. Так четырехлетняя Этери впервые вышла на лед.
Этери Тутберидзе в детстве на льду
Ее первым тренером стала Евгения Зеликова, которая сразу оценила физические способности малышки и ее железный характер. Через несколько лет из тридцати детей в группе осталось лишь пятеро, в том числе и Этери. Их забрал к себе Эдуард Плинер, муж Зеликовой, и стал готовить из них будущих чемпионов.
Рост Этери Тутберидзе – 172 см
Тутберидзе подавала большие надежды, среди ее достижений были двойной аксель, тройной сальхов и тройной тулуп, но серьезная травма помешала ее дальнейшей спортивной карьере. Во время неудачного прыжка юная спортсменка получила трещину в позвоночнике, которая обнаружилась не сразу, реабилитационный период затянулся, и она сильно отстала от остальных ребят в технике.
Этери не собиралась уходить из спорта, и из одиночников перешла в парное катание. С ней занимались Татьяна Тарасова, Елена Чайковская и другие знаменитые тренеры, но так и не смогли сделать из нее чемпионку.
Вариант №3: начать с другого тренера в «Самбо-70»
Группа Тутберидзе – не единственная в «Хрустальном», и некоторые фигуристки переходят к Этери от других тренеров – например, Александра Волкова и Анны Царевой, уже сменивших место работы.
О переводе в группу Майи Хромых в феврале 2018-гопопросили ее родители – Тутберидзе была с Медведевой и Загитовой в Корее, поэтому фигуристку просматривал Сергей Розанов, разрешив кататься до возвращения Этери.
Точно так же, 4 годами раньше, в команде Тутберидзе оказалась Анна Щербакова. Больше фигуристки просмотра опасалась ее мама: «Я очень волновалась – думала, что Тутберидзе небожитель, боялась подойти, заговорить. Только потом мы поняли – она общается с родителями на равных, не свысока. Строгая ли Тутберидзе? Мне кажется, это я строгая, а Этери Георгиневна зачастую умнее и мягче меня. Любой родитель, который хочет разумного будущего для ребенка, мягким не будет».
Алена Косторная тоже формально не уходила из «Самбо-70» – раньше она числилась в «Коньке Чайковской», который является отделением спортцентра. На стажировку в новой группе ушла неделя, а самым сложным стали повторы программ после каждой ошибки.
Даниил Самсонов
Перед тем как попасть в «Хрустальный», провёл несколько лет у Александра Шубина в «Москвиче». Нынешний хореограф группы Тутберидзе Даниил Глейхенгауз тоже тогда работал в этой школе. Его переход к Тутберидзе спровоцировал многих фигуристов последовать в том же направлении.
Как рассказывал впоследствии Самсонов, как раз Глейхенгауз и договаривался с Тутберидзе по поводу просмотров. Вот как фигурист вспоминает свою первую встречу с известным тренером.
Я тогда не умел прыгать тройные, дупель(двойной аксель. — NEWS.ru) тоже еле-еле получался. Я начал на тренировке прыгать двойные, но потом подъехал Даниил Маркович и сказал, что здесь двойные прыжки не делают — только тройные. После этого я начал пытаться и даже как-то «собрал» тройной флип, — приводит слова фигуриста ТАСС.
Юному спортсмену, который ещё несколько лет назад еле «собирал» тройные прыжки, теперь пророчат большое будущее.
Сергей Булкин/NEWS.ru
Вариант №4: личное приглашение от Тутберидзе
Пожалуй, самый сложный способ – для мегаперспективных спортсменов, заинтересовавших Этери.
Например, Алена Канышева, ставшая третьей в Финале ЮГП-2018, еще в прошлом сезоне тренировалась у Светланы Пановой.
«Вообще меня давно звали в группу Тутберидзе. Сначала я отказывалась, а потом поняла, что делала это зря. Меня не то, чтобы приглашали, но просто передали: «Этери Георгиевна не против видеть тебя в группе», – признавалась Канышева.
В свое время заветное «Приезжайте на каток, мы вас посмотрим» услышала и Алина Загитова. Дальше вы помните: отчисление из группы, второй шанс от Тутберидзе и голливудский финал в Пхенчхане.
Камила Валиева
Будущая звезда Олимпийских игр — 2022 в Пекине перебралась к Тутберидзе совсем недавно. Произошло это в мае 2021 года. До этого Камила занималась фигурным катанием в Казани, а затем в школе «Москвич», где сменила нескольких наставников. Перед тем как попасть в руки Тутберидзе, она почти четыре года провела у Натальи Дубинской и Станислава Ковалёва. Вместе с этими тренерами она освоила тройные прыжки. Но этого спортсменке было недостаточно — девочки Тутберидзе выполняли уже четверные. Этери Георгиевна на просмотре попросила Камилу показать вращения и прыжки (с полноценными прокатами ознакомился только хореограф Даниил Глейхенгауз). Этого оказалось достаточно, чтобы принять Валиеву в группу.
instagram.com/kamilavalieva26
Вариант №5: быть состоявшимся фигуристом
Взрослых спортсменов в группе Тутберидзе не много – только Ерохову, Квителашвили и Турсынбаевой сейчас больше 18 лет.
Последняя уникальна и по другой причине – она поступала в «Хрустальный» дважды. Впервые – еще подростком, выступая за Россию. Второй раз – уже осознанно в прошлом сезоне, решив вернуться из Торонто в Москву. По словам Элизабет, обратно ее приняли без вопросов: «У Этери Георгиевны мы тренируемся много, работаем много, каждый день, никаких поблажек. И это очень закаляет. На соревнованиях проще стартовать – как говорится, тяжело в учении, легко в бою. В Торонто отношения больше дружеские. Мне нравится тренироваться у Этери Георгиевны, это мое».
Тренировался в «Хрустальном» и опытный Сергей Воронов, который, впрочем, позже саркастично грустил, что был в группе лишь спарринг-партнером Адьяна Питкеева.
Жизнь после травмы. Теракт
Вскоре наступили лихие 90-е, советский спорт пришел в упадок, как и вся страна, поэтому Тутберидзе, чтобы не потерять форму, стала выступать в ледовом шоу. В восемнадцатилетнем возрасте ей предложили переехать в США и стать артисткой ледового балета «Ice Capades».
Этери Тутберидзе в ледовом шоу