Звоните нам, мы на связи!

Павел Луспекаев — образ настоящего русского героя: к 46-летию со дня кончины

Детство и юность

Будущий артист родился весной 1927 года в селе Большие Салы, основанном под Ростовом в конце 18 века армянскими переселенцами из Крыма. По национальности Луспекаев – наполовину армянин: отец звезды, мясник Багдасар, родом из Нахичевани. Мать – казачка Серафима, от которой актер унаследовал высокий рост – тоже не имела отношения к искусству. В семье были и другие дети: на юношеском фото Луспекаева, помимо родителей, фигурирует его сестра.

View this post on Instagram

A post shared by Родная история ???????⏳?????? (@history_ussr_russia) on Apr 20, 2021 at 4:44am PDT

Павлик Луспекян рос хулиганистым и как-то в подростковой драке едва не лишился глаза. Ремесленное училище, в котором парень обучался на слесаря, с началом войны эвакуировали в столицу Киргизии. В 16 лет деятельный юноша сбежал на фронт. Во время боев получил ранение в руку и обморожение ног.

Верхнюю конечность врачи Саратовского госпиталя собирались ампутировать, но вняли мольбам Павла, и случилось чудо: рука зажила. Но жестокая участь инвалида все-таки настигла Луспекаева: юношеское обморожение привело к атеросклерозу сосудов ступней, череде мучительных ампутаций и выходу артиста на пенсию в 38 лет.

image image image image imageФильмыФильмография актера невелика. Павел Борисович – преимущественно театральный артист. Весь город на Неве ходил смотреть, как Луспекаев в «Варварах» на сцене БДТ целует актрису Татьяну Доронину. Запомнилась зрителям игра артиста в «Поднятой Целине» и «Горе от ума». Он на сцене проживал жизнь каждого из персонажей: как Скалозуб искренне недоумевал, неужели можно не знать знаки отличия Преображенского полка, как Нагульнов страдал от неверности жены Лушки.

Луспекаев в роли Верещагина и памятник в Луганске

Могила Луспекаева на Северном кладбище

Личная жизнь

Чтобы облегчить страшные боли, преследовавшие Павла Борисовича после нескольких ампутаций, врачи прописали ему препарат «Пантопон», вызывающий привыкание. Осознав, что становится токсикоманом, Луспекаев, поклонник Бахуса и злостный курильщик, испугался и, пройдя через мучительные ломки, смог избавиться от зависимости. Большой вес актера приводил к тому, что культи ног истирались протезами в кровь. Переживания, мучения и борьбу с недугами артист фиксировал в дневнике.

Несмотря на болезни, личная жизнь Павла Луспекаева была бурной. Артист ввязывался в драки и скандалы (едва не зарезал Олега Басилашвили после замечания в ресторане, во время съемок «Белого солнца» подрался в пивной и фигурировал в кадре с настоящей раной на лице). Протрезвев, мужчина раскаивался и трогательно просил прощения.

Документальный фильм «Павел Луспекаев. Эта жестокая госпожа удача»

Многократно каялся Павел и перед супругой, которую считал святой. Уже через месяц после бракосочетания Луспекаев на неделю загулял с давней знакомой из Ростова. Потом случались романы с Аллой Ларионовой и коллегой по БДТ Татьяной Ткач, исполнившей в «Белом солнце» роль главной жены в гареме.

Инна Александровна, талантливая и красивая актриса, пожертвовала своей карьерой, посвятила жизнь любимому мужу и родила Павлу дочь Ларису. Раиса Куркина, сыгравшая жену Верещагина, многое для роли почерпнула из отношений супругов Луспекаевых.

Луспекаев Павел Борисович

Paul Luspekayev Павел Луспекаян

Родился 20 апреля 1927 года в Луганске, Украинская ССР.

Заслуженный артист РСФСР (23.04.1965).

Отец — нахичеванский армянин. Мать — донская казачка. В начале 1940-х годов поступил в Луганское ремесленное училище, позднее вместе с ним эвакуировался во Фрунзе, работал слесарем. В 1943 году пятнадцатилетним подростком ушёл добровольцем на фронт. Попал в один из партизанских отрядов, неоднократно участвовал в боевых операциях в составе партизанской разведгруппы («опергруппа 00134»). Во время одного из боёв Павла тяжело ранило в руку разрывной пулей, раздробило локтевой сустав. Его отправили в саратовский военный госпиталь, где срочно начали готовить к ампутации руки. Каким-то немыслимым усилием воли Паша выплыл из беспамятства и не позволил хирургу дотронуться до своей руки, пока тот не поклялся попробовать обойтись без ампутации. Руку удалось спасти. После выздоровления Луспекаев был определён на службу в штаб партизанского движения 3-го Украинского фронта. В 1944 году, демобилизовавшись из армии, Павел переехал в Ворошиловград (ныне Луганск), где был зачислен в труппу Ворошиловградского драматического театра. Луспекаев прожил в Ворошиловграде два года и за это время сыграл в театре несколько ролей, среди которых были роли Алешки в спектакле «На дне» и Людвига в постановке «Под каштанами Праги» по произведению Константина Симонова. Летом 1946 года Луспекаев переехал в Москву и подал документы в театральное училище имени Щепкина.

Окончил Театральное училище имени М.С. Щепкина (1950, курс К. А. Зубова).

С 1950 года — актёр Тбилисского театра русской драмы, с 1957 года — актёр Киевского русского драматического театра имени Леси Украинки, с 1959 года — артист Ленинградского БДТ имени Горького. Ещё в 1953 году один из видных театральных мастеров, режиссёр Л.В. Варпаховский, ставя в Тбилиси спектакль в Русском драматическом театре, заметил что-то неладное с ногами у Луспекаева. Артисту было тогда двадцать шесть лет, но его уже настигла болезнь сосудов. Сказалось военное отрочество, прошедшее в партизанском отряде, ранение. А позже — полуголодная студенческая жизнь в нелёгкие годы после войны. Советам врачей Луспекаев не следовал. Было некогда — театр поглощал целиком. Он мог позвонить партнёру, даже режиссёру глубокой ночью, чтобы поделиться «потрясающей» идеей. По приглашению Варпаховского Павел Борисович переехал в Киев, а Театр русской драмы имени Леси Украинки, а три года спустя Луспекаев уже в Ленинграде, в Большом драматическом театре имени Горького. …Болезнь сосудов вспыхнула снова. Врачи настаивали на ампутации обеих ног до колен. Согласиться — означало отдалить конец на многие годы. А как же театр? Как профессия актёра, без которой Луспекаев не видел смысла существования? Когда стало ясно, что выхода нет, что промедление грозит гибелью, Луспекаев согласился на опасный компромисс, на ампутацию стопы обеих ног. Операция дала отсрочку, на этот раз последнюю…

Трудно даже вообразить отчаяние пережитое Луспекаевым, когда, преодолевая адскую боль, он сделал первые шаги на пятках (обеих стоп уже не было) и понял, что о возвращении в театр не может быть и речи. В эти страшные месяцы после операции всякий раз, когда жена его и дочь уходили из дома, на дверях квартиры вывешивалась надпись: «Прошу не беспокоить меня визитами». Вставать, открывать двери было для него пыткой.

…В съёмочной группе фильма «Белое солнце пустыни» царила паника. Кончалось лето, а поиски исполнителя на роль Верещагина безбожно затягивались. Зная о состоянии Луспекаева, приглашать его на роль считали нереальным. Но когда пришли к нему домой со сценарием, он встретил гостей на ногах и без костылей. Это было в июле 1968 года, а в августе начались съёмки в Дагестане, на пустынном побережье Каспия, южнее Махачкалы. «Своим» домом Луспекаев остался доволен. Беда была в том, что сыпучие пески мешали добираться до объектов съёмки. И если технику подтаскивали бульдозерами, то людям приходилось ежедневно проделывать более полукилометра по вязкому песку пешком. Опираясь на палку и на плечо сопровождавшего ассистента или чаще жены — самоотверженной Инны Александровны, он вышагивал медленно, мучительно. Работа Луспекаева в фильме «Белое солнце пустыни» была подвигом в самом высоком и буквальном смысле этого слова.

Скончался днём 17 апреля 1970 года на 43-м году жизни от разрыва сердечной аорты в гостинице «Минск» города Москвы. Похоронен на Северном кладбище в Ленинграде. театральные работы Ворошиловградский областной русский драматический театр Алёшка («На дне» М. Горького) Людвиг («Под каштанами Праги» К. М. Симонова)

Тбилисский русский театр драмы имени А. С. Грибоедова Мартын Кандыба («Калиновая роща» А. Корнейчука, 1950) Вожеватов («Бесприданница» А. Н. Островского, 1951) Борейко («Порт-Артур» А. Н. Степанова, 1952) Хлестаков («Ревизор» Н. В. Гоголя, 1952) Тригорин («Чайка» А. П. Чехова, 1953) Алексей («Оптимистическая трагедия» В. В. Вишневского, 1953) Шок («В сиреневом саду» Ц. С. Солодаря, 1955) Жорж («Битва за жизнь»)

Киевский театр имени Леси Украинки Военный моряк Бакланов («Второе дыхание» А. Крона)

Большой драматический театр имени М.Горького 1959 — «Варвары» А. М. Горького; режиссёр Г. А. Товстоногов — Черкун 1959 — «Эзоп» Г. Фигейредо; режиссёр Г. А. Товстоногов — Агностос (ввод) 1959 — «Пять вечеров» А. М. Володина; режиссёр Георгий Товстоногов — Тимофеев 1960 — «Иркутская история» А. Арбузова; режиссёр Георгий Товстоногов — Виктор Бойцов 1960 — «Гибель эскадры» А. Е. Корнейчука; режиссёр Г. А. Товстоногов —Гайдай 1961 — «Четвертый» К. М. Симонова; режиссёр Р. С. Агамирзян — Бонар 1961 — «Не склонившие головы» по сценарию Н. Дугласа и Г. Смита «Скованные одной цепью»; режиссёр Г. А. Товстоногов — Галлен 1964 — «Поднятая целина» по М. Шолохову; режиссёр Г. А. Товстоногов — Макар Нагульнов

Кум — «Ночь перед Рождеством» по Николаю Гоголю (телеспектакль, постановка Александра Белинского) призы и награды Лауреат Государственной премии России (1997, за художественный фильм «Белое солнце пустыни», посмертно).

роли в кино 1972 Такая длинная, длинная дорога… :: Иван Васильевич Артамонов :: главная роль 1970 Кандидат партии (фильм-спектакль) :: Плотовщиков 1970 Зелёные цепочки :: Иван Васильевич :: главная роль 1970 Двадцать седьмой неполный (фильм-спектакль) :: Голиков (Гайдар) :: главная роль 1969 Рокировка в длинную сторону :: Ребров 1969 Мёртвые души (фильм-спектакль) :: Ноздрев 1969 Завтра, третьего апреля… :: завхоз Ферапонтов 1969 Её имя — Весна :: учитель 1969 Директор :: эпизод 1969 Белое солнце пустыни :: Павел Артемьевич Верещание 1969 Будет фильм! (документальный) 1967 Происшествие, которого никто не заметил :: Тетерин 1967 Зависть (фильм-спектакль) :: Андрей Петрович Бабичев :: главная роль 1967 Жизнь Матвея Кожемякина (фильм-спектакль) :: Матвей Кожемякин :: главная роль 1966 Три толстяка :: генерал Караска 1966 Республика ШКИД :: Косталмед 1966 На диком бреге :: Гладышев 1966 Долгая счастливая жизнь :: Павел 1965 Римские рассказы (фильм-спектакль) :: уличный музыкант 1965 Обещание счастья (фильм-спектакль) 1965 Нос (фильм-спектакль) :: Полицейместер 1965 На одной планете :: матрос Маркин 1965 Иду на грозу :: Алексей Иванович Денисов 1965 Залп «Авроры» :: толстый офицер 1964 Поезд милосердия :: Лутохин 1962 Капроновые сети :: Степан 1962 Душа зовёт (короткометражный) :: Николай 1961 Гром на улице Платанов (фильм-спектакль) :: Френк Моррисон 1960, 1961 Балтийское небо :: Антон Кузнецов 1960 Третья, патетическая (фильм-спектакль) :: Фёдор Дятлов 1960 Рождённые жить :: Вазген Арамян 1960 Эзоп :: Агностос 1958 Голубая стрела :: начальник штаба флота 1955, 1956 Тайна двух океанов :: Карцев 1954 Они спустились с гор | Isini chamovidnen mtidan :: Борис

озвучивание 1968 Двое в пустыне

вокал 2006 Арбатский романс (документальный) «Ваше благородие» 1969 Белое солнце пустыни песня «Ваше благородие, госпожа Удача»

архивные кадры 2010 Тайны советского кино (документальный) 2005-2007 Как уходили кумиры (документальный) 2005 Павел Луспекаев. Эта жестокая госпожа удача (документальный)

Смерть

Павел Луспекаев скончался в Москве, за 3 дня до 43 лет. Причиной скоропостижной смерти стал разрыв сердца.

Через 5 дней страна отмечала 100-летний юбилей Владимира Ильича Ленина, и организовать панихиду по актеру в городе, носящем имя вождя революции, оказалось непросто. БДТ и Ленинградский дом актера устранились от организации траурных мероприятий. Прощание с артистом прошло на «Ленфильме».

Открытие памятника таможеннику Верещагину в городе Курган.

  • В 2001 году, на территории Амвросиевской таможни Украины был установлен памятник Павлу Верещагину[10]. Памятники Павлу Верещагину установлены также: в городе Кургане в 2007 г., у здания Курганской таможни[11], и в Москве[12].
  • На могиле Павла Луспекаева на петербургском Северном кладбище установлен памятный знак «С поклоном от таможенников Северо-Запада», на Дальнем Востоке в его честь назван патрульный корабль «Павел Верещагин».

Фильмография

  • 1954 — «Они спустились с гор»
  • 1956 — «Тайна двух океанов»
  • 1958 — «Голубая стрела»
  • 1960 — «Рождённые жить»
  • 1961 — «Балтийское небо»
  • 1962 — «Капроновые сети»
  • 1964 — «Поезд милосердия»
  • 1965 — «Иду на грозу»
  • 1966 — «Долгая счастливая жизнь»
  • 1966 — «Республика ШКИД»
  • 1966 — «Три толстяка»
  • 1967 — «Происшествие, которого никто не заметил»
  • 1969 — «Белое солнце пустыни»
  • 1969 — «Мёртвые души»
  • 1970 — «Зелёные цепочки»

Творческая деятельность[ | ]

В 1944 году Павел был зачислен в труппу Ворошиловградского областного русского драматического театра. В течение двух лет, пока там находился, сыграл несколько ролей, среди которых самыми заметными были: Алёшка

(«На дне» М. Горького) и Людвиг («Под каштанами Праги» К. М. Симонова).

С 1950 по 1957 годы играл на сцене Тбилисского государственного русского драматического театра имени А. С. Грибоедова. Первый выход Луспекаева на сцену театра состоялся 3 ноября в роли Мартына Кандыбы

в спектакле по пьесе А. Корнейчука «Калиновая роща». После этого роли последовали одна за другой. Уже тогда репертуар молодого актёра был значительный и необычайно разнообразный: Вожеватов («Бесприданница», А. Н. Островского, 1951), Борейко («Порт-Артур», А. Н. Степанова), Хлестаков («Ревизор», Н. В. Гоголя, 1952), Тригорин («Чайка», А. П. Чехова), Алексей («Оптимистическая трагедия», В. В. Вишневского, 1953), Шок («В сиреневом саду», Ц. С. Солодаря, 1955).

В 1954 году состоялся кинодебют Луспекаева. Он сыграл Бориса

в фильме «Они спустились с гор» режиссёра Н. Санишвили. А в 1955 году он снялся в «Тайне двух океанов» режиссёра К. Пипинашвили. Однако, несмотря на то, что картина имела большой успех у зрителей, роль Карцева , колоритно исполненная Луспекаевым, так и осталась незамеченной.[ источник не указан 2059 дней ]

С 1957 по 1959 годы по приглашению Л. В. Варпаховского[11] П. Луспекаев работал в киевском Театре русской драмы имени Леси Украинки. Там он с успехом дебютировал в пьесе А. А. Крона «Второе дыхание» в роли Бакланова

. Эта роль буквально поразила театральный Киев. Актёр был настолько органичен в ней, что и зрители, и критики оказались одинаково восхищены его игрой.[ источник не указан 2059 дней ] Павел Луспекаев в роли Ноздрёва в спектакле «Мёртвые души» (телеспектакль, 1969 год)

В 1959 году по совету К. Ю. Лаврова приехал в Ленинград и был принят Г. А. Товстоноговым в труппу Большого драматического театра[12]. На сцене БДТ Павел Луспекаев дебютировал в роли Егора Черкуна в «Варварах» М. Горького. Своей игрой он завоевал самые горячие симпатии ленинградцев. Самыми заметными были роли Галлена («Не склонившие головы», 1961), Бонара («Четвёртый», 1961), Нагульнова («Поднятая целина», 1964). В 1965 году Луспекаев покинул БДТ из-за разногласий с руководством[каких?

] и болезни ног.

В 1962 году Луспекаев получил роль шофёра Степана

в фильме Геннадия Полоки и Левана Шенгелия «Капроновые сети». Эта роль помогла Луспекаеву раскрыть всю мощь своего таланта.[ источник не указан 2059 дней ] Так как вскоре после окончания съёмок актёра положили в больницу, роль Луспекаева в «Капроновых сетях» озвучивал Леонид Галлис.

В 1966 году актёр снялся в фильме Г. И. Полоки «Республика ШКИД» в роли КостАлМеда

. Первоначально предполагалось снять две серии, причём Луспекаеву отводилась одна из главных ролей. Его герой должен был пережить массу различных историй, среди которых была и тайная любовь к преподавательнице ЭлАнЛюм , трогательная дружба со шкидовцем Савушкой . Однако болезнь помешала Луспекаеву завершить роль, она осталась буквально в нескольких кадрах. Поэтому интерес, проявленный к КостАлМеду критиками и зрителями на Всесоюзном кинофестивале, проходившем в Ленинграде в 1968 году, оказался для Луспекаева неожиданным.[ источник не указан 2059 дней ]

Последняя роль Луспекаева в кино — Ивана Артамонова, человека, ищущего могилу погибшего на войне сына — состоялась в телефильме «Такая длинная, длинная дорога…»; выход фильма задержали из-за цензуры — в первой сцене фильма герой Луспекаева пьёт пиво в Ленинграде у Таврического сада и размышляет вслух. Сцену с намёком на матерный юмор вырезали, а выход фильма на телеэкраны задержали до 1972 года, уже после его смерти.

В конце 1969 года киностудия «Беларусьфильм» приступила к съёмкам художественного фильма «Вся королевская рать». На главную роль губернатора Вилли Старка

был приглашён Луспекаев. Однако всю роль ему сыграть не довелось. Он скончался, когда было отснято около тридцати процентов фильма. В итоге они были пересняты с новым исполнителем — Г. Жжёновым.

Театральные работы[ | ]

Большой драматический театр имени М. Горького

  • 1959 — «Варвары» А. М. Горького; режиссёр Г. А. Товстоногов — Черкун
  • 1959 — «Эзоп» Г. Фигейредо; режиссёр Г. Товстоногов — Агностос (ввод)
  • 1959 — «Пять вечеров» А. М. Володина; режиссёр Г. Товстоногов — Тимофеев
  • 1960 — «Иркутская история» А. Арбузова; режиссёр Г. Товстоногов — Виктор Бойцов
  • 1960 — «Гибель эскадры» А. Е. Корнейчука; режиссёр Г. Товстоногов — Гайдай
  • 1961 — «Четвёртый» К. М. Симонова; режиссёр Р. С. АгамирзянБонар
  • 1961 — «Не склонившие головы» по сценарию Н. Дугласа и Г. Смита «Скованные одной цепью»; режиссёр Г. Товстоногов — Галлен
  • 1964 — «Поднятая целина» по М. Шолохову; режиссёр Г. Товстоногов — Макар Нагульнов

Работы на телевидении[ | ]

  • 1960 — «Эзоп» (телеспектакль); режиссёры: Георгий Товстоногов, Юрий Музыкант — Агностос, капитан стражи
  • 1960 — «Третья патетическая» (телеспектакль); режиссёр Георгий Товстоногов — Фёдор Дятлов, чекист
  • 1961 — «Гром на улице Платанов» (телеспектакль) — Френк Моррисон
  • 1964 — «Человек из Стратфорда» (телеспектакль) — Шекспир
  • 1965 — «Римские рассказы» по новеллам А. Моравиа (телеспектакль); режиссёр Л. И. Цуцульковский
  • 1965 — «Нос» Н. В. Гоголя (телеспектакль); режиссёр А. Белинский
  • 1967 — «Жизнь Матвея Кожемякина» (телеспектакль); режиссёр А. Белинский — Матвей Кожемякин
  • 1967 — «Зависть» (телеспектакль); режиссёр М. Сулимов — Андрей Петрович Бабичев
  • 1969 — «Мёртвые души» Н. В. Гоголя (телеспектакль); режиссёр А. Белинский — Ноздрёв
  • 1970 — «Кандидат партии» (телеспектакль) — Плотовщиков
  • 1970 — «Двадцать седьмой неполный» (телеспектакль); режиссёр Г. Селянин — Голиков (Гайдар)
  • 1967 — «В прекрасном и яростном мире» (телеспектакль) — главная роль

Фильмография[ | ]

  • 1954 — Они спустились с гор — Борис
  • 1956 — Тайна двух океанов — Карцев
  • 1958 — Голубая стрела — начальник штаба
  • 1958 — Это должен помнить каждый (короткометражный)[13]
  • 1960 — Рождённые жить — Вазген Арамян
  • 1961 — Балтийское небо — Кузнецов
  • 1962 — Душа зовёт — Николай
  • 1962 — Капроновые сети — шофёр Степан
  • 1964 — Поезд милосердия — Лутохин
  • 1965 — Залп «Авроры» — толстый офицер
  • 1965 — На одной планете — матрос Николай Маркин
  • 1965 — Иду на грозу — министр
  • 1966 — Долгая счастливая жизнь — Павел
  • 1966 — На диком бреге — Гладышев
  • 1966 — Республика ШКИД — Косталмед
  • 1966 — Три толстяка — генерал Карраско
  • 1967 — Происшествие, которого никто не заметил — Тетерин
  • 1969 — Белое солнце пустыни — Павел Артемьевич Верещагин
  • 1969 — Её имя — Весна — учитель
  • 1969 — Завтра, третьего апреля… — завхоз Ферапонтов
  • 1969 — Рокировка в длинную сторону — Ребров
  • 1970 — Зелёные цепочки — майор Иван Васильевич
  • 1972 — Такая длинная, длинная дорога… — Иван Артамонов

Главная роль[ | ]

Павел Луспекаев в роли Верещагина в фильме «Белое солнце пустыни» Памятник Павлу Верещагину

Главной работой Луспекаева за всю его творческую карьеру стала роль, предложенная ему режиссёром Владимиром Мотылём в июле 1968 года, — роль таможенника Павла Верещагина

в «Белом солнце пустыни». Поначалу он отказался, но потом согласился, при условии, что у него не будет дублёров. Также Луспекаев на корню отверг идею Мотыля с костылями для своего героя. Он показал режиссёру чертёж металлических упоров, которые, будучи вделаны в сапоги, позволят ему передвигаться без палки.[7] Съёмки фильма начались в августе 1968 года. В оригинальном сценарии роль Верещагина была незначительной, однако во время съёмки она значительно расширилась за счёт сцен, полностью построенных на импровизации. Связь между актёром и его героем была настолько сильной, что съёмочная группа начала называть Верещагина Паша (Павел), хотя по сценарию персонажа звали Александр.

После выхода картины на Луспекаева обрушился триумф, его узнавали на улице, о нём, о его игре и актёрском таланте писали журналы и газеты. Так, например, мартовский номер «Советского экрана» за 1970 год писал:

Играет Верещагина… актёр редкой и сильной индивидуальности… Луспекаев сумел показать его трогательное простосердечие, наивность, незащищённость.

До этого Луспекаев как киноактёр был малоизвестен, а его работы в кино, за редким исключением, носили характер случайный, кратковременный и эпизодический. Режиссёры считали Луспекаева чисто театральным актёром, поэтому если и приглашали его на роль, то ограничивались либо ролями второго плана, либо эпизодами. Да и сам Луспекаев ролям в кино предпочитал роли в театре и многие свои киноопыты не любил.[источник не указан 2059 дней

] После премьеры «Белого солнца пустыни» в марте 1970 года на Луспекаева обрушилась всесоюзная слава и предложения о съёмках в других картинах, однако воспользоваться ими он не смог, в апреле того же года актёр скончался во время съёмок в следующем фильме.

Телеспектакли[ | ]

  • 1965 — Обещание счастья

Ссылка на основную публикацию
Похожее